Эта книга небольшая, но содержит много полезных
рекомендаций и примеров того, как писать электронные письма и готовить
предложения и отчеты для ваших руководителей.
Очень рекомендую всем тем, кто в своей работе общается
с руководителями высшего и среднего звена, а особенно тем кто регулярно готовят всякого рода отчеты и
предложения. Ну а если вы и есть тот руководитель, то дайте её прочесть своим подчиненным! Многие
идеи в книги мне знакомы, но я нашёл для себя и новые, а также хорошо
структурировал сваи знания и опыт.
Далее несколько мыслей из книги:
·
Первые лица
– это те люди, которые находятся на вершине организаций и принимают важные для
вас решения. Они очень заняты. Поэтому самые распространенные способы общения с
ними – короткие текстовые документы и электронные письма.
·
В книге
рассматриваются два основных вида документов для первых лиц: «отчеты и предложения».
·
Далеко не
каждый из нас умеет излагать свои мысли так, как этого ждут первые лица: коротко
и ясно, «без воды». От этого умения зависит не только решение конкретных
рабочих вопросов, но и ваша карьера. Ваши инвестиции сил и времени в развитие
этого умения обязательно окупятся.
·
Не следует
загружать первых лиц мелкими вопросами, которые можно легко решить без их
участия.
·
Многие
авторы документов пишут без цели – лишь для того, чтобы проинформировать. В
ситуации с первыми лицами это большая ошибка. Для каждого сообщения «наверх»
необходимо определить цель в терминах желательной реакции адресата.
·
Когда вы
инициатор запроса или предложения, ваша вероятная цель – получить ресурсы или
согласие с решением, которое вы предлагаете. Когда вы пишете отчет по запросу
первого лица, ваша вероятная цель – получить признание сделанной работы или
помочь адресату прийти к полезным выводам и решениям.
·
Как правило,
для первых лиц по-настоящему важно следующее:
o
Стратегические
цели и их баланс
o
Персонально
значимые цели
o
Удовлетворенность
заинтересованных групп
o
Межфункциональная
координация
o
Возможности
для прорывного развития организации
o
Стратегические
риски
·
На языке
первых лиц результат следует описывать в терминах достижения, а не выполнения.
Результат для них – это эффект.
·
Высокая
нацеленность первых лиц на результат порождает нетерпеливость. Они не хотят
ждать. Они постоянно «давят на педаль газа» – стремятся получить результат
быстро, незамедлительно, сейчас же. Они не замечают препятствий. В итоге автор
документа, предлагающий разработать концепцию или план действий, наталкивается
на непонимание: «Зачем нужна концепция?! Что вы собираетесь планировать?! Меня
не интересует процесс – мне нужен результат! Все, о чем вы рассказываете,
сделать нужно было еще вчера, а сегодня – уже показывать эффект от внедрения!»
Особенности
первых лиц:
o
Они очень заняты. Поэтому
они хотят узнать все важное как можно быстрее и не любят воду в документах и
любых других способах взаимодействия.
o
Они мыслят масштабным категориями. Поэтому к ним следует обращаться по важным вопросам
и не перегружать мелочами.
o
Они нацелены на результат и не хотят ждать. Поэтому они желают знать, к чему
приведет реализация ваших предложений или какую пользу ваш проект уже принес
организации. Они хотят получить результат незамедлительно.
o
Они прагматичны. Они хорошо
понимают язык вложений и отдачи и терпеть не могут нереальных, невыполнимых
планов.
o
Они критичны. Они
подвергают поступающие обращения проверке, «включая скептика». Они очень не
любят, когда автор документа неконкретен или не имеет четкой позиции. Они
по-разному относятся к информации в документе в зависимости от уровня своего
доверия к автору.
·
При
подготовке запросов и предложений истинные цели, как правило, таковы:
o
получить
одобрение запроса или согласие с предложением;
o
получить
полномочия или ресурсы;
o
получить
решение, указание, мнение или совет;
o
получить
разрешение на конкретные действия.
·
А отчеты
обычно пишутся для того, чтобы:
o
получить
признание и высокую оценку сделанной работы (закрыть поручение,
отчитаться);
o
помочь
адресату сформировать полезный вывод или решение на основе представленной
информации;
o
получить
согласие с рекомендациями или с планом дальнейших шагов.
·
Обратите
внимание: все перечисленные цели сформулированы в терминах реакции адресата на
полученное сообщение. Документ – не самоцель, а средство достижения цели. Такой
подход к постановке целей может показаться недипломатичным, излишне
прямолинейным или даже самонадеянным: автор документа предписывает первому
лицу, как тому следует реагировать. Действительно, некоторые цели не стоит
приводить в документах в том виде, как они изложены выше.
·
Формулировать
цель ясным образом и в терминах желаемой реакции важно еще по одной причине:
это повышает эффективность работы над структурой и текстом документа. Чем более
прямо, просто и конкретно определена желаемая реакция адресата, тем проще вам
будет выделять главное и определять, какие темы и факты имеют отношение к цели,
а какие уводят в сторону.
·
Цели
выбираются в зависимости от этапа разработки документов/предложений: "Анализ
→ Выводы → Подход → План → Действия". В конец цепочки можно добавить
ещё один простой, но едва ли не самый любимый первыми лицами пункт:
«Результат».
Комментариев нет:
Отправить комментарий